Image

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

За недолгое время журналистской работы я успела познакомиться с разными женскими судьбами. Каждая удивительна и по-своему неповторима. На днях 90-летие отметила труженица тыла Татьяна Никаноровна Меринова. К ней в гости в поселок Иванино я и отправилась. Эта женщина пережила войну, голод, страдания, потерю близких и родных… Наше знакомство началось с порога ее гостеприимного дома. Подкупила открытая улыбка женщины. Если честно, словом «бабушка» назвать ее язык не повернулся. Седые, аккуратно уложенные волосы, синее по фигуре платье.

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

В чем заключается наша самобытность? Пожалуй, в традиционных ремеслах, народных костюмах, предметах быта, произведениях декоративно-прикладного творчества. В том, что составляет наше культурное наследие, которое передается из поколения в поколение.

Эту мысль и постарался передать на своем уроке-экскурсии «Крестьянский народный костюм Курской губернии» сотрудник Курчатовского краеведческого музея, преподаватель факультета истории Курского края Валентин Гольцов слушателям университета народного просвещения им. Т.П. Николаева.
Свой наглядный рассказ о крестьянском народном костюме 19 века нашего района он начал с народной поговорки «Девке сарафан везде пригодится, а у бабы в сундуке валяется». Что же это значит? Оказывается, сначала девушка носила праздничные и будничные сарафаны до свадьбы. А после нее сарафан сменяла понева - распашная набедренная одежда. Для отделки использовали полоски кумача, металлическую тесьму, кружево, вышивку. Сама по себе интересна основа костюма, которую составляла рубаха из двух частей: стана - верхней и подставы - нижней. Ткань верхней части рубахи была белого цвета, а вышивку делали красными или черными нитями. Застежка - из лент и завязок. Существовали выходная и праздничная рубахи. Праздничную украшали дорогим кружевом, на ней были вышиты символы, которые рассказывали о жизни данной крестьянки. Например, если изображен женский символ, где руки вверх, значит, женщина свободна и у нее нет детей. А если руки в боки, то замужем. Отмечали символами и какого пола был ребенок. Так, если круг изображен на рубахе - это доченька в семье, а квадрат - сыночек…
По словам Валентина Гольцова, женский народный костюм Курского края интересен своим многообразием. Его дополняют различные детали: пояса, завеска, головной убор, обувь и украшения. Замечу, что головной убор курской крестьянки был одним из наиболее сложных. Он, бывало, включал до 18 предметов. Потому не каждая женщина могла себе его позволить даже в праздники. Мужская одежда была менее разнообразна и состояла из рубахи, портов, пояса. Думаю, если сравнить женскую и мужскую одежду сегодняшнего дня, то практически ничего не изменилось. Современная женщина осталась такой же кокеткой, как были ее бабушка, прабабушка…
Отдельно хочется сказать об обуви. Наши предки обувь носили кожаную (из кожи животных шили верхнюю одежду, а из обрезков - обувь), то есть в дело шло все без остатков. В кожаном лоскуте делали отверстия, а потом шнуровали по ноге. Были и мастера, которые шили сапоги, но их не каждый мог себе позволить. Также носили и лапти. Причем использовали их по надобности, так как они быстро снашивались.
Нашлось ли место курскому народному костюму в нынешнее время? Без сомнения. Но сохранен он только в качестве праздничного наряда. Его можно встретить в творческих постановках ансамблей народных песен и танцев, в музейных коллекциях, в салонах моды. И самое главное - он не перестает удивлять нас своей самобытностью, изысканностью и красочностью.

Лилия ПОЗДНЯКОВА

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

В январе 2019 года ветерану атомной энергетики России, Почетному гражданину города Курчатова, кавалеру орденов «Знак Почета» и «Дружба народов» Александру Немытову исполнилось бы 90 лет. Александр Павлович Немытов был единственным в атомной отрасли руководителем, который с начала строительства такого важного атомного объекта, как Курская АЭС, в течение 26 лет возглавлял капитальное строительство. Он создал большую профессиональную школу квалифицированных кураторов по строительству промышленных объектов, соцкультбыта, по проектной документации и в области планирования финансового обеспечения строительных объектов.

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Во все времена русская женщина стремилась быть красивой, наряжаясь согласно статусу, чувству меры и вкуса. Одежда знати подчинялась моде на европейские наряды, городское же платье практически не имело региональных наслоений. Поэтому именно народная одежда всегда «говорила» о нашей исконной культуре, развивалась наиболее интересно и не подвергалась кардинальным изменениям: семантика костюма всегда была  многозначна, все делалось с особым смыслом, каждая деталь имела не только утилитарное значение, но и обязательно знаковое, опираясь на чисто русское миропонимание и мироустройство.

Курские крестьянки, работавшие от зари до зари, с радостью облачались в праздничный наряд, словно оставляя позади повседневные заботы о семье и детях, большом хозяйстве. В изготовленном своими руками костюме прочно сплетались ощущение прекрасного и удовлетворение творчеством, на которое совсем не оставалось времени. И только долгими зимними ночами у люльки младенца она могла от души насладиться мерным стуком колеса прялки, наблюдая, как появляется тонкая ниточка для будущей рубахи или поневы. Яркими красками узоров, искусным сочетанием орнаментов, лент и пуговиц, бусин и блесток женщина превращала домотканые полотна в произведение искусства. Потому не умирает народный костюм, став связующим звеном прошлого, настоящего и будущего...

Об этом не понаслышке знает методист Дома детского творчества города Курчатова Людмила Немцева, человек творческий и увлеченный народной культурой.

- Мне многое интересно: этнокультурология, музееведение, коллекционирование предметов старины, народная и авторская кукла из ткани, кожлянская расписная свистулька, древняя архитектура, изготовление реплик и новоделов курского костюма, исследования в области культурной антропологии и многое другое, - рассказывает Людмила Николаевна.

 

От свистулек до предметов старины

Сегодня сложно представить, чтобы человек, имеющий архитектурное образование, оставил работу на Курской АЭС и посвятил себя интереснейшему миру краеведения. Но с Людмилой Немцевой случилось именно это - в 1993 году она пришла на Станцию туристов города Курчатова в гости, а осталась на долгих 25 лет. 

- Пришла работать с детьми потому, что посчитала нужным рассказать им об аутентичной, настоящей, а не о «матрешечной» культуре. Ведь они же знают о культуре далекой Греции больше, чем о своей собственной. Да и при строительстве Курской АЭС были снесены десятки сел и деревень, и огромная часть культурного наследия Курского Посеймья находилась на стадии исчезновения. Этнография… И для меня, и для детей это было новое направление, которым в то время никто не занимался. Богатейшая курская традиционная культура в 1990-е годы постепенно забывалась, но неожиданно очень заинтересовала ребят. Мы с энтузиазмом ездили в экспедиции, первые из которых были в село Кожлю, в Лукашевку к мастеру Ольге Ивановне Дериглазовой, которая рассказывала о своей жизни, о секретах изготовления уникальных расписных игрушек. Именно Ольга Ивановна учила  нас лепить игрушку, - вспоминает педагог. - По сути, она учила  нас любить землю, на которой живём. Это были мгновения, которые мы вспоминаем с теплотой.

Именно с тех времен начала пополняться ее коллекция глиняных игрушек, которую ребята нашего города могут  видеть в этнографическом музее-мастерской в Доме детского творчества. Идея его создания возникла в 1997 году. Изучая народные керамические промыслы Курчатовского района, юные краеведы получали информацию и о жизни крестьян Курской губернии и, конечно, Льговского района, частью которого был Курчатовский.

- Курчатовский район - место уникальных гончарного и игрушечного промыслов. Было необходимо срочно сохранить информацию о них, о мастерах, секретах ремесла. Мы с детьми приезжали в деревни, беседовали с бабушками и дедушками и часто часами записывали информацию в тетрадку и даже зарисовывали выкройки одежды, которую носили в этих местах. Местные жители часто передавали в наш музей предметы одежды, хранившиеся в сундуках со времен их юности. Это безумно красиво, - вспоминает Людмила Николаевна.

Сегодня в музее-мастерской существуют уникальные коллекции: курских традиционных промыслов (кожлянская и суджанская игрушка, дроняевская керамика, курские гладкошерстные ковры), декоративно-прикладного искусства (традиционная бытовая вышивка, кружево),  аутентичного курского костюма (рубахи, сарафаны, пояса, головные уборы, обувь), тканей (настольники, одеяла, рушники, покрывала, подзоры, дорожки, тканины домашней выработки простой и узорной из конопли и льна, утирки), орудий труда и предметов быта (серпы, ткацкий стан, маслобойки, ухваты, утюги, прялки, гребни, рубели).

Понизу рядами - шелковые ленты,

Золотом сияя, льются позументы…

Курчатовские места относятся к исторической области в бассейне реки Сейм, которую величают Посеймьем. О жизни наших предков в детском объединении «Славяне» знают очень многое. Например, о том, что с конца IX века эта территория входила в состав Древнерусского государства, Черниговского и Новгород-Северского княжеств, а с конца XIV века - в Великое княжество Литовское. Кроме того, в разные времена в Курский край приезжали переселенцы из других регионов России и приносили с собой традиции, обычаи, обряды своих областей. Этими процессами объясняется тот факт, что Курский край богат различными вариативными особенностями бытования народного костюма. Юные курчатовские краеведы, изучая подлинные ткани и предметы одежды, своими руками создают копии костюмов, которые носили наши прабабушки.

- Мужские традиционные комплексы одежд менее интересны, нежели женские. Курянка в народном костюме яркая, статная, словно золотая птица, - рассказывает Людмила Николаевна. - Кто-то несведущий может сказать: «Цветочная клумба», а человек, «читающий костюм», обязательно скажет: «В нем бездна древних знаний, красоты и вкуса!» Вообще курянки любили наряжаться, только головной убор мог включать до 10 предметов. У разных этнографических групп он был свой. Чего стоят только наши льговские  «сороки» - удивительные, неповторимые по красоте головные уборы замужних женщин! 

Изготовление копий женских и девичьих крестьянских костюмов Курской губернии - один из последних проектов объединения «Славяне». Воспитанницы Людмилы Немцевой, работая с подлинниками, соблюдают все каноны стиля и технологии. Кропотливая работа доставляет не только удовольствие - девочки достойно представляют свои проекты и исследования на всероссийских конкурсах, выиграли пять грантов Президента России по поддержке талантливой молодежи.

«Девке сарафан везде пригодится, а у бабы в сундуке валяется»

Основу народного костюма составляет рубаха. По представлению наших предков, она обладала магической силой, а древние узоры  оберегали от бед.

Обычно девушка, достигшая возраста замужества, носила праздничные и будничные сарафаны до самой свадьбы. После его сменяла понева, набедренная одежда - символ замужества, а сарафан в сундуке дожидался, пока вырастет ее дочь. Но в Курской губернии и замужние женщины в некоторых селах носили сарафаны (это юго-запад Курского края, бывший Суджанский уезд).

Поневу носили на всей территории края, шили ее из трех полотен черной домотканой шерсти в клетку. В каждом селе - своя мода, свои традиции. Существенной деталью женской одежды были пояса и кушаки из шерсти - гордость курских ткачих. Куряне говорили, что без пояса, как без креста. Поверх поневы женщины надевали густо украшенные вышивкой, лентами, тесьмой, кружевами «завески» - длинные передники. На ногах носили лапти или кожаные черевики.

 В музее Людмилы Немцевой можно увидеть черные шерстяные однодворческие сарафаны, посеймские рубахи, щедро вышитые цветами, подлинные поневы с севера Курского края, удивительные по красоте саянские наряды...

- Столько всего важного и интересного за эти годы было собрано детьми в экспедициях! Вся наша работа отражается в уникальных культурологичесих проектах. Нашим коллекциям могут позавидовать даже крупные музеи. Но мы  открыты для новых знаний. Сегодня практически невозможно найти старинные костюмы, но надеемся, что самая удивительная находка еще впереди.  Нужно успеть расспросить, зафиксировать, сфотографировать уходящую старину, пока живут рядом наши старики, помнят традиции предков и готовы делиться воспоминаниями, - утверждает Людмила Немцева. -  Смело можно говорить о том, что сегодня мы пишем летопись Курского края в костюмах, ремеслах, культуре, чтобы дети, внуки, правнуки чтили историю своей малой родины, чтобы знали, какого мы рода-племени...

Светлана Петрова

 

О газете

Газета "Слово" основана в 1931 году. "Слово" - еженедельник города Курчатова и Курчатовского района Курской области.
Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Воронежской обл. Свидетельство ПИ № ФС 46-0954 Р от 7.02.2008г. Распространяется по подписке, по вопросам почтовой доставки обращаться по телефонам в Курчатове: 4-29-50, 4-47-67.

За содержание объявлений и рекламы ответственность несет автор. все права защищены. Перепечатка материалов только с согласия редакции. Газета выходит по средам.

Знакомы вы с газетой СЛОВО?

Разработка сайта

ci46.png
Яндекс.Метрика
АУКО "Редакция газеты "Слово" ©2019. Все права защищены

Please publish modules in offcanvas position.